Избалованный ребенок – опытный манипулятор, который играет на Вашей непоследовательности, мягкости, жалости. Избалованный ребенок не приспособлен труду и не способен строить адекватные взаимоотношения, поэтому во взрослом возрасте это, зачастую, глубоко несчастный и разочарованный человек.
Данная статья подготовлена «по мотивам» статей из интернета, а также пройденных мной психологических тренингов по семейной тематике. Но мой, авторский, взгляд Вы конечно увидите.
Итак, что делаем мы, родители, чтобы спровоцировать манипулятора в нашем ребенке:
- Ставим делания ребенка превыше всего (Превращаем в центр мира). Не даем понять, что у других людей тоже есть свои желания и потребности.
- Не обращаем внимание на хорошее поведение. Не замечаем, когда ребенок просто тихо себя ведет, не попадает в неприятности. И….
- Акцентируем и поощряем плохое поведение ребенка. Предположим, мама двоих детей сказала, что в комнате нужно убраться и застелить кроватки. Один ребенок все выполнил, а другой – нет. Какому ребенку мама уделит больше внимания? Она будет ругать, разговаривать, помогать, а может даже что-то обещать «плохишу». А хорошее поведение может быть и не замечено. Дети могут капризничать и плакать, если поймут, что это единственный способ привлечь внимание мамы.
- Поддаемся на капризы и истерики. На самом деле, это крайняя степень поощрения плохого поведения ребенка. Для детей это служит подтверждением, что можно получить желаемое, закатив истерику, а это не тот способ, который взрослые люди используют в реальной жизни. Когда взрослый человек закатывает истерику, это приводит к конфликтным ситуациям на работе, в семье, в коллективе. И при этом всегда усугубляет проблему. Решение ситуации – нестандартное поведение. Начните подбадривать: «Ты плохо стараешься, ори сильнее» и при этом делайте вид, что Вы веселитесь, начните орать вместе, уйдите, наконец. Так ребенок поймет, что он не продвигается к своей цели и через 3 минуты перестанет.
- Не устанавливаем четких границ поведения. Если ты не прививаешь ребенку хорошее поведение, то вероятнее всего, что он вырастет грубым, конфликтным и невежливым человеком. Маленькие дети лишены понятия культуры от природы, и это наша работа — привить им социальные ценности и достоинства такие как, например, терпение и уважение.
- Сами не всегда следуем установленным правилам. Это тот случай, когда мама говорит ребенку: «Не делай этого», и все равно позволяет ему продолжать. Примером непоследовательных правил служит, когда в одни дни позволяют ребенку играть с едой, а в другие – нет. Или когда родители иногда закрывают глаза на то, что старший ребенок нарушает «комендантский час», просто потому, что нет сил вступать в перепалку. Если родители не устанавливают правила твердой рукой, то, во-первых, детям становится понятно, что правила не такие уж и не рушимые. Во-вторых, подрывается сам авторитет родительского слова.
- Начинаем спорить с детьми. Никаких споров!!! Спор, в котором выиграл ребенок, подрывает авторитет родителей. Если спор не существенный, например, есть или не есть морковь, где-то можно и уступить без потери авторитета. Если же нужно собираться, и Вы уже опаздывайте, просто твердите и твердите свое, не начинайте перепалку.
- Не налагаем на детей ответственность. Если мы отказываемся признавать, что ребенок несет ответственность, когда он делает что-то плохое, мы тем самым утверждаем, что все, что он делает – хорошо. А это в свою очередь учит ребенка всегда винить в проблемах кого-то другого, только не себя. Вместо этого, необходимо научить ребенка самого нести ответственность за свои поступки и следить, чтобы он это делал.
- Дарим подарки по поводу без повода. То, что мы дарим детям, не так важно, как то, почему мы это делаем. Специалисты предупреждают, чтобы мы не дарили подарков по «неправильным» причинам, например, покупали новый велосипед только потому, что ребенку уже наскучил старый, который ему купили несколько месяцев назад. Еще одна распространенная ошибка – покупать из чувства вины. Если ребенок делает жалостливое лицо или говорит: «Ты плохая мама» — это не повод покупать ему подарки. Поддаваясь на такие манипуляции, мы сами же портим своего ребенка.
- Сами ведем себя как испорченные дети. Существуют три способа воспитания: поощрение, наказание и личный пример. В воспитании ребенка, личный пример из этих способов главный! То, как мы себя ведем в кругу семьи, подает пример нашим детям. Если мы ноем и жалуемся на глазах у детей, они будут это копировать. Дети делают то, что мы делаем, а не то, что мы говорим делать.
Исправляем избалованного ребенка
Как и в любой ситуации, главное – правильно оценить ситуацию и правдиво сказать себе: «Да, проблема есть!».
Эксперты по воспитанию детей предлагают следующие способы исправить избалованного ребенка:
1. Установите четкие правила и границы. Если же иногда приходится нарушать какое-либо правило или подстраивать его под обстоятельства, объясняйте детям, что это только исключение.
2. Установите последствия за нарушение правил. Они могут варьироваться от отмены привилегий до лишения любимой игрушки и т.д.
3. Создайте стимулы для хорошего поведения. Они будут зависеть от возраста ребенка, например, можно сделать «звездную доску». За хорошее поведение ребенок получает звездочку, а набрав 10 звездочек – желаемый приз.
4. Успевайте похвалить ребенка!!!!! Признавайте достижения ребенка на протяжении всего дня, если он, например, сложил пирамидку или поделился с братом игрушкой. Это поможет заострить внимание на хорошем поведении, а не на плохом.
5. Научите ребенка, что давать так же важно, как получать. Пусть дети учатся помогать другим. Возьми их с собой по магазинам, чтобы выбрать подарки для друзей или членов семьи.
6. Научите ребенка принимать «нет» в ответ. Если Вы решили отказать ребенку в его просьбе, то не позволяйте капризам и истерикам заставить тебя передумать.
7. Я от себя добавлю, что самое главное в борьбе с избалованностью ребенка: научиться противостоять их главному оружию: истерикам, крикам и слезам. Ученые установили, что самый противный звук для человека – это плач ребенка. У матери на физиологическом уровне: происходит выброс адреналина, возникает потребность к действию. Мать готова сделать ВСЕ, дать хоть что, лишь бы ребенок перестал плакать. Если Вы только научите себя справляться с собой, со своим спонтанным желанием дать, купить, сделать все, что хочет ребенок — считайте, что вы победили!!!!!! Во всяком случае, с безобразными истериками будет покончено.
8. Будь примером поведения. Демонстрируй уважение и предупредительность к другим, и ребенок будет следовать твоему примеру.
Постоянно и эффективно поддерживать дисциплину нелегко, но в конечном итоге это принесет свои плоды, которыми можно будет наслаждаться всю жизнь. Ребенок будет в состоянии строить адекватные отношения, понимать, что для получения чего-либо (и в особенности – крепкой семьи и надежной дружбы) необходимы усилия с его стороны.
Избалованный ребенок младше 3-х лет
Подсказки для тех, чьи дети младше 3-х лет. Многие дети в возрасте до трех лет ведут себя как избалованные, но это вовсе не означает, что так и есть. В этом возрасте они как маленькие пещерные люди – нецивилизованны и примитивны. У маленьких избалованных деток один явный недостаток – они дерутся, спорят и впадают в истерику. Но это все решаемо.
Если начинают драться, подойдите, крепко обнимите, возьмите за ручку и отведите в сторону, переключите внимание. Если бьют родных, значит надо скорректировать поведение: бабушку надо гладить вот так. И показываете как именно.
А насчет споров и истерик – действовать надо как со взрослыми детьми и ни в коем случае не запускать это дело.
Кроме четких правил и примера, детям нужно преподать урок вежливого, цивилизованного поведения. Представьте себе, что Вы – посланец из 21 века и попали к неандертальцам. Это значит, что Вам придется научиться разговаривать с детьми их же языком и учить их в соответствующей манере. Повторять все по нескольку раз, уточнять: поняли они Вас или нет.
Друзья, я знаю о чем говорю. Моей дочери скоро будет 2 года. Она не закатывает истерик, если я выключаю мультики, не орет в магазине, уходит с улицы без слез. Я думаю, что причина этого в том, что я подсознательно , но все-таки правильно строю наши взаимоотношения с ней. А в этой статье эти принципы обобщены и систематизированы.
C уважением, Александра Воронова.
О, кстати, есть чудесное ВИДЕО «Реклама презервативов» как средство борьбы против избалованных детей))))))))))))))
Заповеди Марии Монтессори для родителей
Если Вы будете хотя бы раз в неделю перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на совершенно иного качества уровень:
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Будьте активны в подготовке среды.Проявляйте постоянно Тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
17. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно и строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
18. Уважайте ребенка отдыхающего или просто наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
19.Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может вырать себе занятие по душе.
20. Будьте неустанны разъясняя ребенку то, чего он ранее понять не мог. Помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
21. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.