Какие качества развивать у ребенка, какие навыки будут востребованы в будущем и помогут ребенку лучше учиться и будут востребованы у работодателей, наверное, каждый нормальный родитель задает себе эти вопросы.
По данным метаисследования консалтинговой компании BCG и Всемирного экономического форума, общепризнанными навыками XXI века являются:
Базовые навыки
Навыки чтения и письма
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
ИКТ-грамотность (по-другому, новая грамотность, интернет-грамотность, цифровая грамотность, компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий)
Финансовая грамотность
Культурная и гражданская грамотность
Компетенции
Критическое мышление / решение задач
Креативность
Умение общаться
Умение работать в коллективе
Личностные характеристики
Любознательность
Инициативность
Настойчивость
Умение адаптироваться
Лидерские качества
Социальная и культурная осведомленность
И так уж вышло, что ни по одному из вышеперечисленных навыков Россия не вошла даже в десятку, в среднем где-то 25-33 место. Нас опережают такие страны как Шанхай, Сингапур, Гонконг, Макао, ну и понятно – Япония, Южная Корея, страны Европы. И, кстати, именно в азиатским системам образования лучше других удается прививать ученикам «навыки XXI века». Руководители крупных компаний жалуются на несамостоятельность, безынициативность сотрудников и невозможность их самоорганизации в функциональные группы для выполнения проектов, работать приходится именно в приказном порядке. Ответственность в этом случае ложиться исключительно на руководителя, что вынуждает его неустанно контролировать процесс.
Все начинается со школьной скамьи.
Во-первых, современная система образования не способствует развитию ни креативности, ни критического мышления. Ответьте честно, если ребенок скажет, а я бы хотел показать другой способ решения или я бы хотел показать как по-другому рисовать зайца, какая вероятность того, что учитель скажет: «Отлично! Выйди и покажи всему классу!» Скорее всего, учитель скажет, что Вы пришли учиться тому, что у нас предусмотрено по программе, тому, чему Я вас учу. И мало какой педагог плюнет на программу и даст ребенку высказаться и тем более, поставить некое положение или способ под сомнение, и тем самым проявить критическое мышление.
Если наших отечественных преподавателей спрашивают, могут ли они мотивировать детей, могут ли они работать с детьми с разными потребностями, развивают ли обратную связь с детьми, они, скорее всего, ответят: «Да». А если спросить тот же самый вопрос по-другому, используют ли они в своих уроках задания, которые дети должны работать сами, пока не найдут решения, рассуждают ли их ученики, как улучшить свою эффективность, и так далее – ответы на конкретные вопросы будут отрицательными. Наши педагоги замечательные и очень талантливые, но за работой, скажем, Сингапурских педагогов, стоят новые государственные стандарты, методики и методички, которые направлены на развитие критического мышления, инициативности и других навыков XXI века.
ИКТ-грамотность
Общепризнанные примеры новой грамотности охватывают такие деятельности, как обмен мгновенными сообщениями, ведение блога, обслуживание веб-сайта, активность в социальных сетях, создание и размещение музыкальных видео, подписка на интернет радио- и видеопрограммы, редактирование фотографий и их размещение в интернете, пользование электронной почтой, совершение покупок онлайн, ведение цифровых дневников, участие в обсуждениях на форумах, переписка в чатах, проведение и сопоставление запросов в поисковых системах, обработка и критическая оценка онлайн-информации и пр. (см. Black, 2008; Coiro, 2003; Gee, 2007; Jenkins, 2006; Kist, 2007; Lankshear & Knobel, 2006; Lessig, 2005; Leu, et al. 2004; Prensky, 2006). Всё это настолько ново и неожиданно для меня. Оказывается, все это входит в понятие новой грамотности, которая необходима также как и математическая и финансовая грамотность, и это притом, что в нашем обществе еще не выработано однозначное отношение к блоггерству, соцсетям и интернет-активности. Россия по развитию этого навыка занимает 25 место из 31 страны, где проводилось такое исследование. Оказывается, этому тоже нужно учить!
Что касается таких навыков XXI века, как математическая, естественнонаучная грамотность, а также навыков чтения и письма, то лучше всех об этих проблемах рассказала Людмила Апполоновна Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей». Она говорит о том, что новая система обучения чтению, основанная на фонематическом разборе слова, а также то, что детей приучают к чтению громко и вслух, способствует снижению читательской грамотности. По ее мнению, реформа школьного образования привела к повальной неграмотности школьников, отсутствию у них понятийного мышления. Она говорит о необходимости изучения естественных и точных наук, необходимости формирования абстрактного мышления, возвращению от экологического к академическому подходу к школьному образованию. Даже такие науки как биология и химия не только прививают способность к абстрактному мышлению и пониманию причинно-следственных связей, но также формируют более глубокие знания об окружающем мире.
Оказывается, за границей существуют российские школы, которые ведут обучение на русском языке по учебникам середины прошлого века и эти школы пользуются огромным спросом, потому что дают именно то образование, которое сделало когда-то Россию самой интеллектуальной и читающей страной в мире.
А в наших современных школах, наоборот происходят противоположные процессы. Из-за того, что дети не могут сдавать ЕГЭ, год от года стандарты ЕГЭ только снижаются, то есть требования к знаниям ослабевают. Во-вторых, многие естественные и точные науки считаются уже не столь обязательными. Ботанику заменили на окружающий мир, астрономию отменили, некоторые предметы хотят сделать необязательными, дополнительными, факультативными, предметами «по выбору». Всё это приводит к мнению, что Россия все больше принимает свою роль второсортной сырьевой страны, которая уже и не считает нужным развивать свои кадры и использовать главный свой потенциал.
И, наконец, последнее.
Положениями статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 4 ст. 44). Вот так вот! Всем должно быть понятно, Кто обязан обеспечить получение ребенком общего образования. Не учителя, которые по идее должны учить детей, и не государство.
Родители несут ответственность чему будет обучен и какими знаниями будет наделен его ребенок. С одной стороны, это правильно. С другой стороны, родители ходят на работу и должны делать хорошо то, на что они учились. А тут оказывается, что они еще и отвечают за то, за что, казалось бы, должна отвечать школа.
Подводя итог всему вышесказанному, я считаю крайне важным родителям знать, какие умения и навыки пригодятся, будут важны для его ребенка в будущем, во-вторых, осознанно подходить к выбору школы и даже учителя для своего ребенка. В-третьих, понимать необходимость дополнительного образования, помимо школьной программы. Если раньше некоторые учителя осуждались, когда говорили, что они свою программу дали, а если ребенок с программой не справляется нанимайте репетиторов, то сейчас вообще у них развязаны руки, потому что родители по закону обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Надежда Петрова «Экономика без умных» (отсюда брала всю статистику) // Комерсантъ Деньги № 16 27.04.2015
3. Л.А.Ясюкова — Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? // http://www.tartaria.ru/Obshestvo/Shkola/Yasukova.aspx
4. Википедия. Новая грамотность. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Видео «Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? Л.А.Ясюкова»