Какие качества развивать у ребенка. Навыки XXI века

Навыки XXI века

Какие качества развивать у ребенка, какие навыки будут востребованы в будущем и помогут ребенку лучше учиться и будут востребованы у работодателей, наверное, каждый нормальный родитель задает себе эти вопросы.
По данным метаисследования консалтинговой компании BCG и Всемирного экономического форума, общепризнанными навыками XXI века являются:

Базовые навыки
Навыки чтения и письма
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
ИКТ-грамотность (по-другому, новая грамотность, интернет-грамотность, цифровая грамотность, компетентность в сфере информационных и коммуникационных технологий)
Финансовая грамотность
Культурная и гражданская грамотность

Навыки XXI векаКомпетенции
Критическое мышление / решение задач
Креативность
Умение общаться
Умение работать в коллективе

Личностные характеристики
Любознательность
Инициативность
Настойчивость
Умение адаптироваться
Лидерские качества
Социальная и культурная осведомленность
 

Навыки XXI века

И так уж вышло, что ни по одному из вышеперечисленных навыков Россия не вошла даже в десятку, в среднем где-то 25-33 место. Нас опережают такие страны как Шанхай, Сингапур, Гонконг, Макао, ну и понятно – Япония, Южная Корея, страны Европы. И, кстати, именно в азиатским системам образования лучше других удается прививать ученикам «навыки XXI века». Руководители крупных компаний жалуются на несамостоятельность, безынициативность сотрудников и невозможность их самоорганизации в функциональные группы для выполнения проектов, работать приходится именно в приказном порядке. Ответственность в этом случае ложиться исключительно на руководителя, что вынуждает его неустанно контролировать процесс.

 

Все начинается со школьной скамьи.
Навыки XXI векаВо-первых, современная система образования не способствует развитию ни креативности, ни критического мышления. Ответьте честно, если ребенок скажет, а я бы хотел показать другой способ решения или я бы хотел показать как по-другому рисовать зайца, какая вероятность того, что учитель скажет: «Отлично! Выйди и покажи всему классу!» Скорее всего, учитель скажет, что Вы пришли учиться тому, что у нас предусмотрено по программе, тому, чему Я вас учу. И мало какой педагог плюнет на программу и даст ребенку высказаться и тем более, поставить некое положение или способ под сомнение, и тем самым проявить критическое мышление.
Если наших отечественных преподавателей спрашивают, могут ли они мотивировать детей, могут ли они работать с детьми с разными потребностями, развивают ли обратную связь с детьми, они, скорее всего, ответят: «Да». А если спросить тот же самый вопрос по-другому, используют ли они в своих уроках задания, которые дети должны работать сами, пока не найдут решения, рассуждают ли их ученики, как улучшить свою эффективность, и так далее – ответы на конкретные вопросы будут отрицательными. Наши педагоги замечательные и очень талантливые, но за работой, скажем, Сингапурских педагогов, стоят новые государственные стандарты, методики и методички, которые направлены на развитие критического мышления, инициативности и других навыков XXI века.

 

Навыки XXI векаОтдельно я хотела бы остановиться на ИКТ-грамотности, среди навыков XXI века она выдлена отдельно. Общепризнанные примеры новой грамотности охватывают такие деятельности, как обмен мгновенными сообщениями, ведение блога, обслуживание веб-сайта, активность в социальных сетях, создание и размещение музыкальных видео, подписка на интернет радио- и видеопрограммы, редактирование фотографий и их размещение в интернете, пользование электронной почтой, совершение покупок онлайн, ведение цифровых дневников, участие в обсуждениях на форумах, переписка в чатах, проведение и сопоставление запросов в поисковых системах, обработка и критическая оценка онлайн-информации и пр. (см. Black, 2008; Coiro, 2003; Gee, 2007; Jenkins, 2006; Kist, 2007; Lankshear & Knobel, 2006; Lessig, 2005; Leu, et al. 2004; Prensky, 2006). Всё это настолько ново и неожиданно для меня. Оказывается, все это входит в понятие новой грамотности, которая необходима также как и математическая и финансовая грамотность, и это притом, что в нашем обществе еще не выработано однозначное отношение к блоггерству, соцсетям и интернет-активности. Россия по развитию этого навыка занимает 25 место из 31 страны, где проводилось такое исследование. Оказывается, этому тоже нужно учить!


 
Навыки XXI векаЧто касается таких навыков XXI века, как математическая, естественнонаучная грамотность, а также навыков чтения и письма, то лучше всех об этих проблемах рассказала Людмила Апполоновна Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра «Диагностика и развитие способностей». Она говорит о том, что новая система обучения чтению, основанная на фонематическом разборе слова, а также то, что детей приучают к чтению громко и вслух, способствует снижению читательской грамотности. По ее мнению, реформа школьного образования привела к повальной неграмотности школьников, отсутствию у них понятийного мышления. Она говорит о необходимости изучения естественных и точных наук, необходимости формирования абстрактного мышления, возвращению от экологического к академическому подходу к школьному образованию. Даже такие науки как биология и химия не только прививают способность к абстрактному мышлению и пониманию причинно-следственных связей, но также формируют более глубокие знания об окружающем мире.
Оказывается, за границей существуют российские школы, которые ведут обучение на русском языке по учебникам середины прошлого века и эти школы пользуются огромным спросом, потому что дают именно то образование, которое сделало когда-то Россию самой интеллектуальной и читающей страной в мире.
А в наших современных школах, наоборот происходят противоположные процессы. Из-за того, что дети не могут сдавать ЕГЭ, год от года стандарты ЕГЭ только снижаются, то есть требования к знаниям ослабевают. Во-вторых, многие естественные и точные науки считаются уже не столь обязательными. Ботанику заменили на окружающий мир, астрономию отменили, некоторые предметы хотят сделать необязательными, дополнительными, факультативными, предметами «по выбору». Всё это приводит к мнению, что Россия все больше принимает свою роль второсортной сырьевой страны, которая уже и не считает нужным развивать свои кадры и использовать главный свой потенциал.

 

И, наконец, последнее.
Навыки XXI векаПоложениями статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 4 ст. 44). Вот так вот! Всем должно быть понятно, Кто обязан обеспечить получение ребенком общего образования. Не учителя, которые по идее должны учить детей, и не государство.
Родители несут ответственность чему будет обучен и какими знаниями будет наделен его ребенок. С одной стороны, это правильно. С другой стороны, родители ходят на работу и должны делать хорошо то, на что они учились. А тут оказывается, что они еще и отвечают за то, за что, казалось бы, должна отвечать школа.
 
Подводя итог всему вышесказанному, я считаю крайне важным родителям знать, какие умения и навыки пригодятся, будут важны для его ребенка в будущем, во-вторых, осознанно подходить к выбору школы и даже учителя для своего ребенка. В-третьих, понимать необходимость дополнительного образования, помимо школьной программы. Если раньше некоторые учителя осуждались, когда говорили, что они свою программу дали, а если ребенок с программой не справляется нанимайте репетиторов, то сейчас вообще у них развязаны руки, потому что родители по закону обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

 

Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Надежда Петрова «Экономика без умных» (отсюда брала всю статистику) // Комерсантъ Деньги № 16 27.04.2015
3. Л.А.Ясюкова — Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? // http://www.tartaria.ru/Obshestvo/Shkola/Yasukova.aspx
4. Википедия. Новая грамотность. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

С уважением, А.С. Воронова.

Уважаемые читатели сайта, поскольку этот материал, хоть и составлен с помощью дополнительных источников, но все же является моим авторским творением, огромная просьба — при перепечатывании, указывайте источник и ссылку на этот материал! 

Видео Умные больше не нужны. К чему ведёт реформа школьного образования? Л.А.Ясюкова
 

 
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Также на эту тему Вы можете почитать

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий