Теория государства и права

tili-mili-tryamdiya.ru

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
Теория государства и права — это фундаментальная наука по всем юридическим параметрам, отсюда огромное значение ее категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности и изучает государство и право в наиболее общем виде.

Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.
Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
tili-mili-tryamdiya.ru1) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. Состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);
2) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
3) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая, прикладная). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового устройства, законодательства, а также юридической практики;
4) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений. Данная функция весьма важна. Длительное время отечественная теория государства и права пропагандировала марксистско-ленинское понимание государственно-правовых явлений и процессов, внедряла в общественное сознание классовый подход к государству и праву, гиперболизируя при этом роль насилия, принуждения в функционировании государства и права, подчеркивая служебный характер этих социальных институтов в руках господствующего класса и т.п. В современной теории государства и права идеологическая функция заключается в другом. С одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистско-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов. Только на этом пути возможно достичь нового научного уровня познаний и объяснений государства и права, реализации ее подлинной идеологической функции .
5) онтологическая (познавательно-констатирующая, теоретико-познавательная). Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;
6) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета .
Все функции взаимосвязаны и могут дать позитивный результат лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе, поэтому выделить одну доминирующую функцию теории государства и права невозможно.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

Задание 2. Причины возникновения государства и права.
tili-mili-tryamdiya.ruВследствие перехода от собирательства к пахотному земледелию и производящей экономике (неолитической революции), произошедшему общественному разделению труда и появлению капитала, во-первых, в первобытном обществе произошло расслоение на богатых и бедных, во-вторых, произошло существенное усложнение экономических отношений. Кроме того, возникла потребность в охране и защите теперь уже не общеродовой (общественной), а частной собственности.
Если исходить из историко-материалистической теории К.Маркса и Ф. Энгельса, возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.
Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Но есть также и другой подход в историко-материалистической концепции возникновения государства. Второй подход исходит из того, что в результате совершенствования экономической (производства и распределения) и социальной сфер (переход от родовой общины к отдельным семьям, закрепление и защита права частной собственности), необходимости совместного решения организационных и прежде всего общетерриториальных вопросов, касающихся всего общества (организация внешней обороны, потребность в создании оросительных систем и т.д.), возникает потребность в организации общественного управления и возникновения прав и обязанностей у граждан этого общества. Что и приводит к возникновению государства и необходимости закрепления прав .
В обществе основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. Например, частное римское право отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня.
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.
Переход от родоплеменного самоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил через ряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в которой имелись уже зачатки военно-насильственного подавления. Эти и подобные им формы представляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в котором нарастали все более острые социальные противоречия. Традиционная родоплеменная организация была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты, все более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественная власть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенно разрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов регуляции, каковыми стали право и государство .

tili-mili-tryamdiya.ruЗадание 3. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства.
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Однако трактовка государства исключительно с классовых позиций, и рассмотрение государства как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры и в целом концепция разделения государства на антагонистические классы не выдержало проверки временем.
Марксистский подход к организации политической власти был прогрессивен для конца XIX века и был необходим вплоть до свершения Октябрьской революции, но главной ошибкой было превращать этот подход в догму и распространять на все времена и страны, тем более у условиях происходящей параллельно демократизации европейского и американского общества. Можно сказать, что классовый подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями.
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой.
Ведь любое государство, помимо решения классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация образования, здравоохранения, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, терактами, меры по предотвращению войн и т.п.
Общесоциальное предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска путей сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, классовое и общесоциальное назначение государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Только учитывая эти две стороны в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Соотношение между общесоциальным и классовым подходом в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия, как уже было сказано, в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.
В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности независимо от социального статуса и уровня богатства.
Последовательное обеспечение законности и правопорядка – основа жизнеспособности и прочности демократии и правового государства.
Подводя итог вышесказанному о двуедином общесоциальном и классовом подходе к сущности и назначению государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов.
tili-mili-tryamdiya.ruГосударственный орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства в определенной сфере и наделённая для этого властными полномочиями .
Система государственных органов образует механизм (аппарат) государства, при помощи которого обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.
Признаки государственного органа:
1. Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции;
2. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности;
3. Имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию (совокупность прав и обязанностей), территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами;
4. Имеет полномочия государственно-властного характера, которые выражаются в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию.
5. Наделен материально-техническими средствами для осуществления своих полномочий (помещения, транспорт, оргтехника и т.п.)
Структура органов государственной власти. Принято выделять законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти и исходы их этого принципа разделения выделяют законодательные органы государства, органы государственного управления (государственные органы исполнительной власти) и судебные органы.
Органы законодательной власти
Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В сбалансированной системе сдержек и противовесов государственного управления у парламентов есть также полномочия осуществления контроля над правительством в форме запросов, обсуждения его деятельности, выражения недоверия его деятельности. Только с согласия Государственной Думы в Российской Федерации назначаются такие ключевые государственные должности как Председатель Правительства, Председатель центрального банка и Председатель счетной палаты России.
В Российской Федерации законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). Органы местного самоуправления, и в частности местные законодательные органы, не входят в состав государственного аппарата.
Органы исполнительной власти
tili-mili-tryamdiya.ruИсполнительная власть — в соответствии с теорией разделения властей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов.
Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальная. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента.
Правительство — орган, осуществляющий непосредственное управление делами государства, территории. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства (министерства, департаменты).
В унитарное государстве одно правительство, в федеративном государстве — правительство общефедеральное и отдельных субъектов федерации.
В структуре правительства существуют многочисленные министерства, ведомства, департаменты, агентства, службы, существование которых обусловлено выполнением различных государственных функций. Совершенствование и усложнение государственных функций обуславливает изменение структуры государственных органов.
Указанные органы исполнительной власти в целях реализации своих полномочий издают постановления и распоряжения, обеспечивают их исполнение.
Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают правоохранительные органы (прокуратура, милиция, юстиция). На них возложена обязанность контроля за исполнением норм права всеми субъектами, включая органы государственной власти, и привлечения виновных к ответственности.
Вооруженные силы. Они обеспечивают государственный суверенитет. Глава государства является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Органы судебной власти
Судебная власть — это система судебных органов государства, разрешающая споры о правах, осуществляющая правосудие. Правосудие в России осуществляется только судом.
В странах с англо-саксонской системой права, суды участвуют в правотворчестве.
В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями, а также всеми необходимыми материально-техническими средствами.
Судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам, образующим единую судебную систему. В России в судебную систему входят: Конституционный суд, суды общей юрисдикции (во главе с Верховным Судом РФ) и арбитражный суды (во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ). В соответствии с Конституцией РФ, Прокуратура также относится к структуре органов судебной власти.
В структуре государственных органов можно выделить центральные органы — президент, правительство, парламент, отраслевые министерства страны, затем региональные органы — главы и парламенты субъектов, отраслевые министерства субъектов, которые выполняют государственные функции на региональном уровне. В некоторых странах существует местный уровень государственной власти, но в России органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. Тем самым формируется пирамида власти, которая способна обеспечить выполнение государственных функций на всей территории государства.

tili-mili-tryamdiya.ruЗадание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права.
Исторический тип государства — это совокупность основных важнейших черт государства, определённой общественной, экономической формации, выражающая их классовую сущность.
С помощью этой типологии:
- была установлена зависимость типа государства от характера общественно экономической формации.
- были объединены в одни группы государства, имеющие единый характер власти
были выявлены закономерности одного типа государств другим.
В Западных государствах власть принадлежит экономически господствующему классу. В Восточных первичная государственная власть.
В зависимости от типа общественно-экономической формации выделяют следующую историческую типологию государства:
-рабовладельческие государства. Основой экономики являлась собственность рабовладельца на рабов и средства производства. Основные классы рабы и рабовладельцы. Форма организации государственной власти — унитарная и монархия.
- феодальные государства, возникшие в результате образования крупных землевладельцев и превращение светской и духовной знати в класс феодалов. Экономическая основа — феодальная собственность на землю и крепостных крестьян. Основной класс — феодалы и крепостные крестьяне. Формой организации гос. власти были монархи различных видов — ограниченные и неограниченные. Также существовала республиканская форма правления — Венеция, Новгород, Псков.
- буржуазные, иначе — капиталистические, государства появились в результате революций. Экономическая основа — частная собственность на средства производства. Классы — буржуазия и пролетариат.
-социалистические государства возникли в результате революции. Государственная власть принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. Сущность — диктатура пролетариата. Форма социалистического государства — республика. Форма государственного устройства — унитарное государство .

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?
Вот продолжение этой фразы профессора Петроградского университета Ф.В. Тарановского: «Специфическим признаком правового государства в современном его понимании является безусловное признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти». То есть действия государства в любом случае ограничивается правом, объясняя, что это ограничение вытекает из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида.
Например, в статье 1 Конституции РФ закреплена норма о том, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» . В приведенном положении Конституции РФ правовое государство рассматривается как существующее положение дел и как цель, к которой мы стремимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Данный процесс должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно, юридически. Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Российского государства находится еще в начальной стадии, осуществляется не вполне последовательно и недостаточно интенсивно.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.

Список использованной литературы:

1. Теория государства и права. Учебное пособие/ Н.В. Шишкина — Новосибирск, 2005г.
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/popular/cons/#info СПС «КонсультантПлюс»
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000 URL: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-2/2.htm (Дата обращения 25.102013).
4. Зубанова С.Г. Функции теории государства и права/Теория государства и права. Конспект лекций URL:http://www.be5.biz/pravo/tzsg/02.htm (Дата обращения 25.10.2013).
5. Литвякова А. Б. Теория государства и права, 2007 [Электронный ресурс]: Понятие исторического типа государства и его соотношение с формами государства. URL: http://учебники-бесплатно.рф/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-istoricheskogo-tipa-gosudarstva-ego.html (Дата обращения 25.10.2013).
6. Матузов Н.И. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства URL:http://www.be5.biz/pravo/t008/108.htm (Дата обращения 26.10.2013).
7. Теория государства и права [Электронный ресурс]// Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%EE%F0%E8%FF_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E0_%E8_%EF%F0%E0%E2%E0. (Дата обращения 25.10.2013).
8. Закономерности возникновения государства и права [Электронный ресурс] URL:http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/zakonomernosti_vozniknoveniya.html (Дата обращения 25.1-2013).
9. Государственный орган (State body) — это… [Электронный ресурс] URL:http://forexaw.com/TERMs/Public_institutions/Other_government_agencies/l763_%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD_State_body_%D1%8D%D1%82%D0%BE. (Дата обращения 25.10.2013).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Также на эту тему Вы можете почитать

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий