Признание государств и признание правительства. Признание де-юре, де-факто и ad hoc.

tili-mili-tryamdiya.ru

Международное право
Сибирский институт управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 100 баллов.

Вопрос 1. Признание государств и признание правительства. Конститутивная и декларативная теория признания. Признание де-юре, де-факто и ad hoc.

Международно-правовое признание — односторонний политико-правовой акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений. Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств. Факт наличия признания означает, что другие государства рассматривают новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.[1]
Институт признания в современно международном праве во многом сформировался в связи с появлением новых государств в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния и разделения государств. Признание требуется и в случае смены в государстве общественно-политической системе, но в этом случае признается не государство, а правительство.
Так например, в результате вооруженного переворота была установлена новая власть в Украине, свергнут всенародно избранный президент В.Янукович. Западными странами, Белоруссией признаны вновь созданные органы государственной власти Украины, в то время как Россия ставит под сомнение легитимность  целого ряда органов власти, которые там функционируют. По словам премьер-министра России Д.А. Медведева: «Москва будет готова к тому, чтобы возобновить отношения, если на Украине возникнет нормальная, современная власть, основанная на законах и конституции этой страны».[2]
В свою очередь России необходимо признание другими странами присоединение Крымского полуострова. Президент США Барак Обама подчеркнул, что международное сообщество никогда не признает вхождение Крыма в состав РФ, но в том же самом заявлении он признал, что Россия уже не откажется от контроля над Крымом, а осуждающие заявления Запада вряд ли подействуют на Владимира Путина.[3] На сегодняшний день Россия получила признание этого факта лишь от нескольких стран, таких как КНДР и Белоруссия, то есть важнейших геополитических партнеров.
Кстати, отметим, что отделение  Абхазии и Южной Осетии признали только Россия и Никарагуа.
На данных примерах мы видим различное отношение к одним и тем же политическим явлениям. И, исходя из различных, конститутивной или декларативной, теории признания от этого зависят правовые последствия  данных явления.

tili-mili-tryamdiya.ruИтак, при признании новых государств в международной практике применяются две противоположные друг другу теории: конститутивная (Г. Кельзен, Д. Анцилотти, Г. Еллинек) и декларативная (Ф.Ф. Мартенс, О.И.Тиунов). В соответствии с первой теорией только признание создаёт новое государство как субъект международного права; признание имеет ключевое значение при приобретении государством международной правосубъектности. Вторая теория говорит о том, что достаточно только самого факта провозглашения нового государства, чтобы у него появилась международная правосубъектность, при этом акт международного признания всего лишь констатирует это событие.

По конститутивной теории, именно признание ведущих государств конституирует (создает) новых субъектов международного права, то есть признание носит правообразующее значение. Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Однако она имеет ряд недостатков: во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания адресату упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания. Поэтому сейчас юристы-международники сходятся во мнении, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни. Суть декларативной теории заключается в том, что признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права.

 Существуют следующие формы международного признания:

  • Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.
  • Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Признание де-факто  применяется , когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
  • Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга. Как правило, признание  ad hoc (лат. Ad hoc — «по месту»)  используется для обозначения решения, предназначенного для конкретной проблемы или задачи и не предназначенного для какого-либо обобщения или адаптации для других целей.

tili-mili-tryamdiya.ruВ отношении формального выражения признания, то чаще всего речь идет о письменном послании от признающего государства, передаваемого по дипломатическим каналам или на церемонии провозглашения независимости, формальных требований к содержанию нотификаций не установлено. Однако Европейский Союз выработал определенный общий подход и критерии для официального признания: соблюдение Устава ООН и обязательств, принятых по хельсинкскому Заключительному акту  и Парижской хартии для Новой Европы, уважение нерушимости всех границ, принятие соответствующих обязательств по разоружению, в том числе касающихся ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности.
В заключении следует отметить, что в международном праве не установлена обязанность предоставлять признание; это обычно является актом доброй воли признающего государства. Существование институтов признания государств и признания правительств позволяет придать легитимность действиям субъектов международного права и обеспечить эффективность их внешнеполитической деятельности.[4]

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

3. Юридическая природа международных организаций, их компетенция. Классификация международных организаций.

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации, в том числе общественные организации, частные компании, объединения частных лиц из различных стран и т.д. Пространство (территория) деятельности их определяется Уставом организации. МНПО не являются субъектами международного права.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

Важнейшие неправительственные международные организации: Всемирная федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Межпарламентский союз, Международный союз студентов и т.д.

tili-mili-tryamdiya.ruМеждународные межправительственные организации — это объединение государств, которые созданы на постоянной основе в соответствии с договором, определяющим цели, принципы и компетенции этих организаций, обладают общими органами, международными правами и обязанностями в объеме, установленных в их учредительных актах и необходимом ля осуществления сотрудничества между государствами-членами в соответствующей области международных отношений.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, суверенное равенство государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т. п. имеют согласованную договорную основу.

Отличительными особенностями, и вместе с тем характерными чертами международных организаций являются:

- межгосударственный характер;
- договорная основа международной организации;
- добровольность членства;
- сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее;
- относительно единообразная организационная структура: пленарный орган (ассамблея, конгресс), исполнительный орган (совет, комитет), секретариат;
- постановления международных организаций в основном носят рекомендательный характер.
В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако, объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.
Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.
Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, «правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации». Пункт 1 ст. 2 Конвенции разъясняет, что «правила организации» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.
Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических отношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах (например, информационные центры ООН) и обмениваются представителями между собой. В Москве имеются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.
Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности. Международные организации наделяются также правом на правах юридического лица вступать в трудовые отношения с гражданами, то есть формировать свой кадровый состав. Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела. Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые формируются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации.
Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафиксированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации это объект или сфера ее предметной деятельности.
Однако недостаточно характеризовать понятие компетенции международной организации только через круг вопросов, которыми ей надлежит заниматься. Для более полного определения этого понятия необходимо включить в него полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач.
Компетенция международной организации определена международным договором. В западной доктрине распространено расширительное толкование компетенции международных организаций. Сторонники концепций «имманентной компетенции» (норвежский юрист Ф. Сейерстед и др.) и «подразумеваемой компетенции» (английский юрист Д. Боуэт и др.) исходят из того, что любая международная организация может предпринять любые действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений учредительного акта или других международных соглашений, либо в силу имманентных, внутренне присущих международной организации свойств, либо на основе подразумеваемой компетенции, которая может быть разумно выведена из целей и задач организации.
Обе концепции близки друг другу, так как выводят компетенцию международной организации из ее целей и задач, что в корне противоречит договорной природе современных международных организаций.
Вместе с тем в определенном смысле о подразумеваемой компетенции может идти речь. На это обращали внимание некоторые юристы (например, Г. И. Тункин, американский юрист Г. X. Хэкворт). Подразумеваемые полномочия возможны тогда, когда они вытекают из явно предоставленных организации или ее органу полномочий и функций и необходимы для их осуществления.
Именно в этом смысле следует рассматривать закрепленную в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подразумеваемую компетенцию для Международного органа по морскому дну. В ст. 157 конвенции говорится, что орган обладает полномочиями и функциями, которые четко предоставлены ему согласно настоящей конвенции. Далее указано: «Орган имеет такие подразумеваемые полномочия, соответствующие настоящей Конвенции, которые вытекают из этих полномочий и функций, связанных с деятельностью в районе, и необходимы для их осуществления».
Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные (или всемирные), открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Лига арабских государств — ЛАГ, Организация африканского единства).

По объему деятельности межгосударственные организации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, ЮНЕСКО — Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ, Международный валютный фонд МВФ и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д.

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

По порядку вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей, пример — НАТО).

Таким образом, международные организации прошли сложный путь, став на современном этапе одним из важнейших международных институтов.

5. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений.

tili-mili-tryamdiya.ruМеждународный суд ООН — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со «Статутом», который является частью Устава ООН, и своим Регламентом. Статут Международного суда ООН принят в 1945г. на конференции в Сан-Франциско, он является составной частью Устава ООН. В Регламенте Международного суда, принятого в 1946 году, подробно регламентируется порядок его организации и деятельности. Согласно положений статьи 93 вышеуказанного нормативного акта, все члены ООН являются участникам Статута.

Состав Международного суда ООН

tili-mili-tryamdiya.ruСуд состоит из 13 судей, в его составе не могут находиться 2 гражданина одного и того же государства. Согласно статьи 4 Статута, кандидаты в члены суда выдвигаются «национальны группами» в каждом государстве. Обо всех кандидатах в судьи сообщают Генеральному секретарю ООН. Члены суда избираются абсолютным числом голосов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Голосование проходит одновременно, но каждым органом отдельно. Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Одним из главных принципов формирования состава суда является принцип представительства в Суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Так, места в Суде неформально распределены по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от «Западной Европы и других государств» (эта группа включает Канаду, Соединённые Штаты, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы. При этом 5 мест судей неформально закреплены за государствами — постоянными членами Совета Безопасности ООН. Российская Федерация также традиционно имеет свое представительство в Международном суде ООН, имеет его и сейчас в лице судьи А.Л. Скотникова.[5]

Суд возглавляют председатель и вице-председатель, которые избираются всем составом суда на 3 года. Согласно статье 16 Статута, члены Международного суда, не имеют права заниматься какой-либо профессиональной, политической или административной деятельностью, тем самым обеспечивается беспристрастность судейства. Весь срок полномочий члены Международного суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Постоянным местопребыванием Суда является Гаага (Нидерланды), поэтому суд также получил название Гаагский Суд, но Суд может заседать и выполнять свои функции и в других местах.  Суд заседает в полном составе, но для принятия решения необходим кворум 9 судей.

Сторонами в Международном суде ООН могут быть только государства. Обязательными языками Международного суда являются французский и английский.

Компетенция Международного суда ООН определена положениями Главой II Статута (ст. 34-38), где установлено что в компетенцию Международного суда входит[6]:

- отправление судопроизводства в отношении дел, которые будут переданы ему сторонами (государствами), и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

-  толкование учредительных документов какой-либо публичной международной организации или международной конвенции.

- принятие консультативных заключений по юридическим вопросам, касающихся международного права.

- запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

- определение стоимости участия и рассмотрения международного спора в Суде.

Международный суд ООН решает переданные ему споры на основании международного права, применяя следующие правовые нормы:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговорками, предусмотренными Статутом, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Благодаря своей деятельности Суд урегулировал большое число споров между государствами, внёс большой вклад в развитие ряда правовых принципов, регулирующих порядок приобретения территорий и определения границ территорий между сопредельными государствами.

Принятие решений Международным судом ООН

tili-mili-tryamdiya.ruСудопроизводство осуществляется в две стадии: письменную и устную. Письменное судопроизводство состоит в рассмотрении поданного заявления, а также предоставленных Суду сторонами различных документов, подтверждающих их позицию.  Устное судопроизводство заключается в судебном заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей сторон, происходят прения сторон.

Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избрания 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года.
Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
Среди принятых Международным судом ООН можно выделить такие юридически сложные дела, как жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки относительно минирования портов и иных противоправных действий; спор между ФРГ, Нидерландами и Данией о делимитации участков континентального шельфа Северного моря; спор между Ираном и США относительно нефтяных платформ; дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора; ряд интересных споров относительно территориальных разграничений и о рыболовной юрисдикции.
Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

В 1996 году Суд вынес два консультативных заключения по вопросу ядерного вооружения: 1) относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (по запросу Всемирной организации здравоохранения); 2) относительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН). В связи с отсутствием соответствующих полномочий у ВОЗ, первый запрос Судом был отклонен. В то время как консультативное заключение по запросу Генеральной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности ответ. По мнению всех судей, в международном праве нет какого-либо определенного санкционирования угрозы или применения ядерного оружия. Вместе с тем Суд единогласно признал неправомерными угрозу или применение силы посредством ядерного оружия в противоречие с пункта 4 ст. 2 Устава ООН и в нарушение требовании ст. 51. За 50 лет своей деятельности данные по 1996 г. включительно Суд рассмотрел 97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено 61 решение. 3 февраля 2009 года суд вынес решение по территориальному спору между Украиной и Румынией, это был сотый процесс  в деятельности Международного суда ООН. 22 июня 2010 года суд вынес консультативное заключение по делу о законности объявления независимости Косово, где решил, что декларация независимости Косова не нарушает норм международного права.[7]

Возможно что Украина также будет подавать заявление о признании незаконным референдума и последующего присоединения к России Крымского полуострова.

Список использованной литературы

1. А.Б. Дидикин. Межднародное право : учеб. пособие / А.Б. Дидикин; СибАГС. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010с. — 171с.

2. Г.В. Игнатенко. Международное право : конспект лекций. Электронный ресурс URL:  http://www.be5.biz/pravo/m008/index.htm  (Дата обращения 03.05.2014г.)

3. Статут Международного суда ООН. Официальный сайт Международного суда ООН: http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml (Дата обращения 03.05.2014г.)

4. Международно-правовое признание государств и правительств. Электронный ресурс. URL: http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/mezhdunarodno-pravovoe_priznanie.html (Дата обращение 18.03.2014г.)

5. Международный суд ООН. Электронный ресурс URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E6%E4%F3%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%F1%F3%E4_%CE%CE%CD (Дата обращения 03.05.2014г.)

6. Медведев назвал признание новых властей Украины «аберрацией сознания». Электронный ресурс. URL: http://www.forbes.ru/news/251291-medvedev-nazval-priznanie-novykh-vlastei-ukrainy-aberratsiei-soznaniya

7. Обама впервые признал, что Крым не отделить от России. Электронный ресурс. URL: http://www.ntv.ru/novosti/870076 (Дата обращение 30.04.2014г.)

 

 


[1] Международно-правовое признание государств и правительств. Электронный ресурс. URL: http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/mezhdunarodno-pravovoe_priznanie.html (Дата обращение 18.03.2014г.)

[2]  Медведев назвал признание новых властей Украины «аберрацией сознания». Электронный ресурс. URL:

http://www.forbes.ru/news/251291-medvedev-nazval-priznanie-novykh-vlastei-ukrainy-aberratsiei-soznaniya

[3] Обама впервые признал, что Крым не отделить от России. Электронный ресурс. URL: http://www.ntv.ru/novosti/870076 (Дата обращение 30.04.2014г.)

[4] А.Б. Дидикин. Межднародное право : учеб. пособие / А.Б. Дидикин; СибАГС. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010с. — С. 60.

[5] Международный суд ООН. Электронный ресурс URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E6%E4%F3% ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E9_%F1%F3%E4_%CE%CE%CD (Дата обращения 03.05.2014г.)

[6] Статут Международного суда ООН. Официальный сайт Международного суда ООН: http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml (Дата обращения 03.05.2014г.)

[7] Г.В. Игнатенко. Международное право : конспект лекций. Электронный ресурс URL:  http://www.be5.biz/pravo/m008/index.htm  (Дата обращения 03.05.2014г.)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Также на эту тему Вы можете почитать

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий