Определите предмет регулирования административного права.

tili-mili-tryamdiya.ru

Административное право
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 90 баллов.

Задание 1. Определите предмет регулирования административного права. Проанализируйте соотношение административного и конституционного права с точки зрения предмета регулирования.

Ответ.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально- государственных и территориальных уровнях России.[1]

Еще одно определение административного права, более емкое и, на мой взгляд, более точное дано в учебнике Козлова Ю.М.: «Административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отно­шения, возникающие в связи и по поводу практической реализа­ции исполнительной власти.»[2]
Соответственно, предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права охватывает однотипные по своей природе, управленческо- организационные отношения в следующих сферах госуправления:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере взаимоотношений общественных объединений либо негосударственных предприятий, выполняющих специально возложенные отдельные государственные полномочия.
В учебнике Баглая М.В. по конституционному праву сказано что, наукой административного права изучается сложная разветвленная система органов исполнительной власти.[3] Говоря же о предмете конституционного права, следует сказать, что он отличается от предмете административного права, так как охватывает две основные сферы общественных отношений:
1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
2) устройства государства и государственной власти (властеотношения). При этом имеются в виду все ветви государственной власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.
Тем самым можно констатировать, что в вопросе регулирования государственной власти, а точнее — управленческо-организационных отношений и административно-распорядительных функций исполнительных органов государственной власти, предметы конституционного и административного права частично совпадают. Однако, конституционное право в большей мере регулирует взаимосвязь органов (ветвей) государственной власти с контексте их баланса и противовеса в целях защиты высшей ценности государства — человека, его прав и свобод, а также защиты демократических ценностей общества. В то время как административное право — это право, регулирующее общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

 <<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

2. Перечислите виды федеральных органов исполнительной власти, действующих в настоящее время. Сформулируйте основные различия в их административно-правовом статусе. Укажите источник правового регулирования по данному вопросу.
Ответ
.
Согласно положений статьи 110 Конституции Российской Федерации, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ).
На сегодняшний день в структуре правительства насчитываются 22 отраслевых министерства, 14 Федеральных служб, 5 Федеральных агентств. Их перечень приведен на официальном сайте Правительства Российской Федерации.[4]  Все федеральные органы исполнительной власти формируются при решающем участии Президента РФ, осуществляют свою деятельность под руководством Правительства РФ (за исключением тех, которые непосредственно подчиняются Президенту — МИД, МВД и т.д.) Также все они самостоятельны во взаимоотношениях с другими государственными органами и иными субъектами правоотношений.
Основные различия в административно-правовом статусе ФОИВ.
Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности, установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение действующего законодательства, министерства самостоятельно осуществляют правовое регулирование, за исключением некоторых вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ относится к  исключительному ведению указанных в правовых актах органов госвласти.
Федеральные министерства осуществляют координацию и контроль за деятельностью находящихся в их ведении  федеральных служб и федеральных агентств, осуществляют координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, общественной безопасности и борьбы с преступностью, защиты и охраны государственной границы России. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты во исполнение Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативно-правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль за деятельностью службы. Федеральная служба может быть подведомственна Правительству РФ или напрямую подчиняться Президенту РФ.
Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом и осуществляющим правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Во исполнение законодательства федеральные агентства в праве издавать индивидуальные правовые акты, вести реестры, регистры и кадастры. Однако у федеральных агентств отсутствуют полномочия по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, они не вправе издавать общеобязательных нормативно-правовых актов, а также осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.[5]
Федеральное агентство может подчиняться отраслевому министерству (например, Федеральное архивное агентство и Федеральное агентство по туризму подчиняются Министерству культуры РФ), может быть напрямую подведомственно Президенту РФ (Федеральное космическое агентство). Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Источником правового регулирования, регламентирующим систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации являются статья 112 Конституции Российской Федерации[6], Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[7], а также Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».[8]

 

3. Дайте определение конфликта интересов на государственной службе. Приведите (придумайте) пример. Как действующее законодательство регулирует порядок разрешения  таких ситуаций?
Ответ
.

В статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» дано следующее определение. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. [9]
Запреты, связанные с гражданской службой установлены в статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где, например, установлено, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, или приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход.[10] Это связано с тем, что участие госслужащего в коммерческой организации может его заставить выполнить или наоборот воздержаться от тех действий, которые предписаны законом. При выполнении свей работы госслужащий может преследовать собственную выгоду, а не руководствоваться законом. Также препятствием для замещения должности государственной службы является близкое родство (супруги, родители и дети), если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Такое ограничение обусловлено целью исключения возможного отрицательного влияния родственных связей на служебные взаимоотношения, на качество их профессиональной служебной деятельности, которое может проявляться не только в снижении дисциплины, но и в использовании служебных полномочий в личных целях, и в том числе распоряжение денежными средствами, служебным транспортом и т.д.
Поэтому подобные случаи запрещаются прямым запретом нормативно-правового акта.

 

4. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях заполните таблицу «Процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях»:
(Глава 25 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности[11])

Участник производства

Процессуальные права

Процессуальные обязанности

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении  или его законный представитель знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об адм. правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела данного лица. При рассмотрении дела об адм. правонарушении, влекущем адм. арест, адм.  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие данного лица, является обязательным.
Потерпевший  или  его законный представитель знакомиться со всеми материалами дела об адм. правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами
Защитник и представитель (адвокат или иное лицо) знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процесс. правами Обязаны подтвердить свой полномочия: ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей участие в деле в качестве защитника с соответствующими процесс.  правами
Свидетель 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело,
дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
За отказ или за уклонение свидетель несет административную ответственность.
Понятой Вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий удостоверить в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Специалист 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Специалист предупреждается об адм. ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
За отказ или за уклонение от исполнения предусмотренных обязанностей, специалист несет адм. ответственность.
Эксперт 1) знакомиться с материалами дела об адм. правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председатель-го в заседании колл. органа, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
4) вправе отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
За отказ или за уклонение от исполнения предусмотренных обязанностей, эксперт несет административную ответственность.
Переводчик явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, переводчик несет адм. ответственность
Прокурор 1) возбуждать производство по делу об адм. правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела, представлять доказ-ва, заявлять ходатайства, давать заключения;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законодательством действия.
Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Российская газета, № 245, 23.12.1997.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) // Российская газета, № 50, 12.03.2004.

II. Специальная литература

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. — 784 с.

8. Замиралов Г.Н. Административное право: Учебное пособие для дистанционного обучения / Г.Н. Замиралов. — Новосибирск: СибАГС, 2005 — 90 с.

9. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлов. — М.: Юристь, 1999. — 465 с.

10. Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2002. — 697 с.

11. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации // Сервер органов государственной власти Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html  (Дата обращения: 02.12.2014г.)

 


[1] Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2002. — С.18.

[2] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник / Ю.М. Козлов. — М.: Юристь, 1999. — С. 16.

[3] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. — С. 399.

[4] Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации // Сервер органов государственной власти Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html  (Дата обращения: 02.12.2014г.)

[5] Замиралов Г.Н. Административное право: Учебное пособие для дистанционного обучения / Г.Н. Замиралов. — Новосибирск: СибАГС, 2005 — С. 30-32.

[6] Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[7] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета, № 245, 23.12.1997.

[8] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.

[9] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

[10] Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Также на эту тему Вы можете почитать

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий