Земельный участок как объект гражданских прав. Понятие, отличительные черты, особенности сделок с земельными участками. Оборотоспособность земельных участков.

tili-mili-tryamdiya.ru

Земельное право
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 95 баллов.

Задание 1. Земельный участок как объект гражданских прав. Понятие, отличительные черты, особенности сделок с земельными участками. Оборотоспособность земельных участков.
Понятие земельного участка.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, установленном законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Земельный участок является индивидуально определенной вещью после его постановки на государственный кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера.
Отличительные черты земельного участка как объекта гражданских прав:
1. оборотоспособность, т. е. способность отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). Пунктом 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, установлено земля может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле, и в первую очередь здесь идет речь о положениях статьи 27 ЗК РФ «Ограничения оборотоспособности земельных участков».
2. отнесение земельных участков к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ). В связи с этим подлежат обязательной государственной регистрации право собственности на земельный участок, его ограничение, переход и прекращение;
3. индивидуальная определенность. На этапе межевания и согласования границ предельно точно определяются границы земельного участка.
4. Земельный участок может быть отнесен как к делимым, так и к неделимым вещам. Статьей 39.20 ЗК РФ усыновлено, что неделимый земельный участок – это участок,  раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам. Делимым же является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
5. непотребляемость. Эта отличительная черта земельных участков позволяет служить земельным участкам объектами сделок (аренда и пр.);
6. наличие его правовой связи с иными объектами, как составляющими его (в соответствии с п. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности распространяется также на поверхностный (почвенный) слой, находящиеся на участке водные объекты, находящиеся на участке растения), так и не составляющими его (такими, как недра, находящиеся под ним, воздушное пространство над ним, находящееся на нем недвижимое имущество).
Земельные участки, обладая вышеперечисленными свойствами, включаются в хозяйственный оборот и выступают в качестве объектов различных имущественных прав, как вещных, так и обязательственных.
Оборотоспособность земельных участков регулируется главным образом положениями статьи 27 ЗК РФ, где установлены изъятые из оборота земельные участки, занятые некоторыми объектами, находящимися в федеральной собственности (список объектов установлен п. 4 ст.27 ЗК РФ), а также список земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограничения оборотоспособности также связаны с действием ряда федеральных законов, таких как Федеральный закон от 10.01.2002 № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечивающих экологическую и продовольственную безопасность Российской Федерации.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

Задание 2. Содержание права собственности на землю. Правомочия собственника применительно к земельному участку. Ограничения прав собственника.
Правовое регулирование права собственности на землю осуществляется главным образом положениями Главы III Земельного кодекса РФ «Собственность на землю», где установлено, что она подразделяется:
- Собственность на землю граждан и юридических лиц (ст. 15 ЗК РФ);
- Государственная собственность на землю (ст. 16 ЗК РФ) – это неразграниченная государственная земля, на которую нет ничьих зарегистрированных прав, поэтому она принадлежит государству;
- Собственность Российской Федерации (федеральная собственность);
- Собственность на землю субъектов Российской Федерации;
- Муниципальная собственность на землю.
Содержание права собственности на землю подразделяется три правомочия собственника, которыми он, с учетом установленных законом ограничений, распоряжается по собственному усмотрению:

  1. Правомочие владения – возможность фактического обладания участком, и недопущение других лиц к нему, ограничение или запрет доступа других лиц к нему, или запрет на осуществление некоторых видов действий на принадлежащей собственнику земле;
  2.  Правомочие пользования – возможность хозяйственной эксплуатации участка, извлечения его полезных свойств. Для граждан и юридических лиц целевое использование является одновременно и правом, и обязанностью.
  3. Правомочия распоряжения – обеспеченная законом возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка: продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду или в залог, передавать в качестве взноса в уставный фонд юридического лица и т.д. Уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования: приобретают права, предоставляют в аренду, изымают, предоставляют в безвозмездное пользование и т.д.

Ограничения прав собственника в зависимости от предмета правового регулирования подразделяются на четыре вида:

  1. Конституционно-правовые ограничения, связанные с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Градостроительные ограничения. Назначение градостроительного законодательства заключается в том, чтобы определить права собственников недвижимости в части видов разрешенного использования и параметров изменений (строительства) объектов недвижимости, а также обеспечить контроль (надзор) за соблюдением этих прав. Градостроительные ограничения закрепляются в разрабатываемой органами публичной власти градостроительной документации: Генеральный план муниципального образования, Правила землепользования и застройки, а также иные документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Из пунктов 1-2 ст. 7 ЗК РФ следует, что зонирование территорий лежит в основе категоризации земель по их целевому назначению и их дальнейшего использования. Из трех правомочий собственника градостроительное законодательство регламентирует именно право пользования.
  3. Земельно-правовые ограничения. По большей части это ограничения, установленные положениями ст. 27 ЗК РФ, а также правами ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), регламентированными положениями ст. 23 ЗК РФ. К их числу следует отнести также ограничения прав на землю в интересах объектов специального назначения (транспорта, связи, ж/д пути, автодороги и т.д.).
  4. Эколого-правовые ограничения, связанные с запретом причинения ущерба окружающей среде, посягающего на конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Объектом защиты может быть экологическая безопасность и здоровье человека, замкнутый водоем или место водозабора, среда обитания и пути миграции редких животных  и другие объекты.


Задание 3. Система прав на землю. Классификация прав на вещные и обязательственные.
Система прав на землю в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации состоит из следующих прав:

  1. Право собственности (ст.ст. 15-19 ЗК РФ);
  2.  Аренда (ст. 22 ЗК РФ);
  3. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23 ЗК РФ);
  4. Постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9. ЗК РФ);
  5. Безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24, ст. 39.10 ЗК РФ);
  6. Пожизненное наследуемое владение (п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ в отношении земель­ного участка возможно возникновение права залога (ст.  334 ГК РФ), права доверительного управления (ст. 1013) и права пользования земельным участком в силу завещательного отказа (ст. 1137).
Вещные права в земельном праве предоставляют возможность непосредствен­но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним. Вещные права на землю обладают определенной самостоятельностью, поскольку переход права собственности на зе­мельный участок к другому лицу не является основанием прекраще­ния вещных прав на этот участок (ч. 3 ст. 216 ГК РФ). К вещным правам относятся: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого вла­дения, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) и пра­во пользования земельным участком в силу завещательного отказа; они предполагают безвозмездность пользования землей и отсутствие выполнения каких-либо дополнительных условий (обязательств) для владения и пользования землей.
К обязательствен­ным правам на землю относятся: право аренды, право безвозмездного срочного пользо­вания, право залога, право доверительного управления. В отличие от вещного, обязательственное право представляет собой право на определенные действия. Эти права предоставляют обладателю возможность исполь­зовать земельный участок (аренда) или возможность получить удовлетворение из стои­мости заложенного участка преимущественно перед другими кредиторами (залог).
Например, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в виде служебных наделов работникам организаций, таких как охотничьи хозяйства, природные заповедники и национальные парки, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией. Тем самым право безвозмездного срочного пользования напрямую связано с выполнение трудовых обязательств и пока выполняются трудовые обязательства, действуют и права на участок. Но эти возможности — лишь правомочия в рамках отдельных обязательств.

Задание 4. Государственное управление в области использования и охраны земель: понятие, основные гос. органы и содержание их деятельности.
Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, которая направлена на организацию рационального использования и охрану земель как одного из компонентов окружающей среды, в то же время являющейся объектом имущественных отношений, пространственно-операционным базисом и средством производства. Государственное управление в области использования и охраны земель по направлениям деятельности можно разделить на социально-экономическое, политическое и экологическое. Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции.
Функция органов законодательной власти Российской Федерации (Федеральное собрание РФ) заключается в нормотворческой деятельности, принятие нормативно-правовых актов, в том числе кодифицированных, определяющие социально-экономическое и политическое направление развития  общественных отношений, в том числе земельных правоотношений, распределении полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, и в том числе в сфере использования и охраны земель.
Правительство РФ. В сферу его компетенции входят такие полномочия как: принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и по обеспечению экологического благополучия, организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования. Правительство РФ также рассматривает ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Правительством РФ устанавливаются Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, также правительством  реализуются и иные полномочия.
Министерство экономического развития РФ. Осуществляет функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию земельных отношений (кроме земель сельхоз назначения). Его подведомственными органами госвласти являются в том числе Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет управление земельными участками, находящимися в федеральной собственности, а также контроль за управлением, распоряжением и использованием неразграниченных государственных земель, а также Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (официальное сокращенное название Росреестр). Росреестру подчиняется Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». Суть полномочий указанных федеральных органов понятна из их названия, это государственный учет и ведение реестров учтенных земель и всех прав на них.
На Министерство сельского хозяйства РФ возложены некоторые функции, связанные с реализацией программ развития агропромышленного комплекса, ведение реестров и регистров плодородия почв, а также ряд других полномочий, связанных с использованием и сохранением земли в большей части как природного ресурса.
Министерство регионального развития РФ осуществляет проверку и контроль за соблюдением градостроительной документации, требований к разработке схем территориального планирования как основы рационального использования земель.
Федеральные службы.
В той или иной степени через осуществление возложенных функций государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют многие федеральные службы: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (функция экологической экспертизы), Федеральная служба надзора в сфере природопользования (контроль в отношении земель водного фонда и лесного фонда на землях особо охраняемых природных территорий), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (государственный санитарно-эпидемиологический надзор).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ), и тем не менее, уполномоченные органы местного самоуправления в некотором смысле реализуют государственную политику в сфере земельных правоотношений, поскольку, во-первых, основываются в своей деятельности на федеральном законодательством, едином для всех, во-вторых, наделены полномочиями, в том числе отдельными государственными полномочиями, в части предоставления и распоряжения земельными участками.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) // Российская газета, № 245, 23.12.1997.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, № 211-212, 30.10.2001.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015)  // Российская газета, № 6, 12.01.2002.
6. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, № 57, 22.03.1995.
7. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета,  № 137, 27.07.2002.
8. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, № 290, 30.12.2004.
9. Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов: Постановление Правительства РФ от 26.03.2015 N 279 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 06.04.2015.

II. Специальная литература

10. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. Часть I / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.  – Москва:  Изд-во Проспект, 2005. – 816 с.
11. Шишкина Н.В., Данилов И.Б. Земельное право: учеб. пособие / Н.В Шишкина, И.Б. Данилов ; СИУ – Филиал РАНХиГС. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. –  308 с.

А ещё у нас на сайте есть:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий