Таблица «Общие принципы местного самоуправления»

tili-mili-tryamdiya.ru

Муниципальное право России
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 100 баллов.

Вопрос 1. Составьте таблицу «Общие принципы местного самоуправления» по примерной схеме:

Принцип Описание принципа
Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
(ст. 12 и 130 Конституции РФ.)
Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления. Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.

Организационная  обособленность  местного  самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.Местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.
Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность. Должностные лица местного самоуправления не состоят на госслужбе.
Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции). Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.
Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта РФ.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями происходит только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции) местный референдум; выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; голосование по отзыву выборных должностных лиц, голосование по вопросам преобразования и  изменения границ муниципального образования, сход граждан; правотворческая инициатива граждан;  территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования;  иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта РФ.
Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции). Граждане, организации, органы и должностные лица местного самоуправления могут обратиться в суд о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих их права.
ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением и государством; Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия / бездействие. В отношении депутата ответственность может быть выражены в отзыве населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования, превышения полномочий.
соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления; Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).
законность в организации и осуществлении местного самоуправления; Прокурорский надзор за исполнением федерального, регионального и местного законодательства, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц. Многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц.
гласность при осуществлении местного самоуправления;  Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов, обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Органы и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность знакомиться с документами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.
10. сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении; Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности — требование кворума.
Свобода определения в уставе организации и деятельности иных органов местного самоуправления.
11.  Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления. (ст. 131 Конституции РФ) Обращение к местным традициям и учет местных особенностей народностей, проживающих на территории муниципального образования при выборе модели местного самоуправления. При установлении и изменении границ муниципального образования (в т.ч. при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований) учитываются исторические и иные местные традиции. Обусловленность организации и деятельности местного самоуправления историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления; составом населения (национальностей, общностей, коренных жителей и т.д.); социально-экономическим развитием особых социальных групп со своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в наименовании и символике мун.образования; иными местными традициями (например, проживание в закрытых административно-территориальных образованиях).

 

 

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.


Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Проанализируйте ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в ред. от 04.08.2000) и дайте обоснованные ответы на следующие вопросы:

(a)  В чём состоит предмет ведения местного самоуправления?
(b) Какие выделяют группы органов местного самоуправления? Приведите примеры.
(c)  Какой порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен законом и может ли местным законодательством или законодательством субъектов РФ быть предусмотрены дополнительные условия его избрания?
(d) Каков статус исполнительного органа местного самоуправления?
(e)  Каковы полномочия органов местного самоуправления на приграничных территориях?

Ответ.

Поскольку Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, объектом исследования в данном письменном контрольном задании будет являться Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в актуальной редакции от 15.02.2016г. (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении)

а) В чём состоит предмет ведения местного самоуправления?
Предмет ведения местного самоуправления заключается в вопросах местного значения, которые определены главой 3 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Отдельно выделяются вопросы местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городкого округа, внутригородского района.
Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Их решение должно соответствовать управленческим и материально-финансовым возможностям муниципального образования.
b) Какие выделяют группы органов местного самоуправления? Приведите примеры.
Положениями статьи 34 Федерального закона о местном самоуправлении установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
Тем самым, в структуре органов местного самоуправления всегда можно выделить две группы органов местного самоуправления:  законодательные и исполнительные.

Структура органов местного самоуправления города Улан-Удэ.

Структура органов местного самоуправления города Улан-Удэ

с) Какой порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен законом и может ли местным законодательством или законодательством субъектов РФ быть предусмотрены дополнительные условия его избрания?

В соответствии пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. В зависимости от способа избрания, устанавливаются дополнительные ограничения. Так, например, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации, только если это не сельское поселение и не внутригородского муниципального образования города федерального значения.

d) Каков статус исполнительного органа местного самоуправления?

Правовой статус исполнительного органа местного самоуправления установлен положениями статьи 37 Федерального закона о местном самоуправлении, где сказано, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

e) Каковы полномочия органов местного самоуправления на приграничных территориях?

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются Законом от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2015) «О Государственной границе Российской Федерации», определяющим режим приграничной территории. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам. Помимо этого, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам России, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.     Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета, № 202, 08.10.2003.

3. О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, 04.05.1993г., № 84.

4. О структуре Администрации г. Улан-Удэ: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.03.2013 №671-56  [Электронный ресурс] URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/admin-goroda/sostav/ (Дата обращения 03.05.2016г.)

5.  Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате г. Улан-Удэ: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.09.2011г № 477-36 (от 26.11.2015 г. ) Официальный сайт органов местного самоуправления г. Улан-Удэ. [Электронный ресурс] URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/kontr/norm_pravo/PolojenieNew29.09.11.php (Дата обращения 03.05.2016г.)

 Специальная литература

 6. Батычко В.Т. Муниципальное право России. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г. [Электронный ресурс] URL:   http://www.aup.ru/books/m234/5_1.htm (Дата обращения: 03.05.2016г.)

7. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. — М.: НОРМА, 2008.

А ещё у нас на сайте есть:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий