Правовые основы государственной гражданской службы
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 100 баллов.
Вопрос 1. Запреты и ограничения на государственной гражданской службе.
Запреты и ограничения на государственной гражданской службе установлены рядом федеральных законов и Конституцией РФ. Частью 4 статьи 32 Конституции России установлено, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Положениями статьи 55 Конституции установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отдельных случаях и только федеральным законом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Федеральный законодатель, вводя те или иные обусловленные статусом государственных служащих и характером возлагаемых на них задач ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и ее прохождением, вправе устанавливать специальные правила доступа к любому виду государственной службы, включая государственную гражданскую службу, в том числе предусматривать определенные последствия как исполнения, так и неисполнения гражданином, желающим реализовать свое конституционное право на равный доступ к государственной службе, обязанностей, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и законами.
Запреты и ограничения раскрыты в положениях статьей 16-17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о госслужбе).
Так, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) если он осужден к наказанию, исключающему возможность прохождения государственной гражданской службы, по вступившему в законную силу приговору суда, а также если есть не снятая или не погашенная судимость;
3) если государственная служба связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, а гражданин отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Перечень заболеваний, препятствующих прохождению госслужбы установлен Правительством Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; а также наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
7) если лицом при поступлении на гражданскую службу были представлены подложные документы или заведомо ложные сведения; в отдельный подпункт Федеральным законом о госслужбе вынесено условие о непредставлении или предоставлении заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
8) в случае утраты нанимателем доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 16 также установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Однако это положение признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции». Так, например, гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Также нельзя, чтобы лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, занимались предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также занимались другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (часть 3 статьи 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции»).
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную государственную или муниципальную должность, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если только эти полномочия на включены в его должностные обязанности, приобретать ценные бумаги, быть поверенным третьих лиц при обращении в госорганы, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц, а также выезжать за их счет за границу. Нельзя использовать средства материально-технического и иного обеспечения для целей, не связанных с исполнением должностных обязанностей. Не допускается публично высказываться, давать оценку, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа. Запрещено использовать служебное положение в политических целях, в предвыборной агитации и т.д. И даже после увольнения, не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
2. Решите задачу:
Иванов, замещающий должность государственной гражданской службы в аппарате Правительства Новосибирской области, был включен в конкурсную комиссию и принял участие в подготовке к проведению государственных закупок для нужд области. Выяснилось, что в качестве одного из претендентов на осуществления поставок выступает организация, учредителем которой является отец супруги Иванова.
1. Дайте правовую оценку данной ситуации.
2. Охарактеризуйте дальнейшие действия Иванова. Будет ли он освобожден от исполнения данной обязанности.
3. Охарактеризуйте понятие конфликта интересов на государственной службе.
Ответ.
Правовая оценка данной ситуации напрямую связана с положениями статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где, во-первых, дается определение конфликта интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В данном случае, член конкурсной комиссии, должен был проявить беспристрастность, объективность и руководствоваться не личными, а государственными интересами при подготовке конкурсной документации.
Частью 2 указанной статьи 10 конкретизировано, что подразумевается под личной заинтересованностью — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо состоит в близком родстве или свойстве, связано с ними имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Положениями статьи 11 указанного Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрен порядок урегулирования конфликта интересов.
Если выяснилось, что отец супруги Иванова (тесть) Иванова является участником конкурсного отбора, Иванов обязан в соответствии с частью 2 ст.11 уведомить нанимателя о возможности возникновения конфликта интересов и заявить самоотвод. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о конфликте интересов обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является заинтересованное должностное лицо осуществляются в порядке отвода или самоотвода. Непринятие заинтересованным должностным лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица.
Соответственно, Иванов будет освобожден от выполнения обязанностей члена конкурсной комиссии в любом случае, на основании его самоотвода либо на основании его отвода работодателем. Если же Иванов не подаст заявление о самоотводе, и тем самым не предпримет мер по урегулированию конфликта интересов, он будет уволен.
Аналогичные требования установлены положениями статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, № 162, 31.07.2004
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» // Российская газета, № 260, 14.11.2014
II. Специальная литература
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронная ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=17755&dst=0&div=CMT&mb=&BASENODE=1580087722%2d1531365627&SORTTYPE=0&rnd=208093.279717128&opt=1&134R=b%2c%ea%ee%ec%ec%e5%ed%f2%e0%f0%e8%e8%20%ea%20%ea%ee%ed%f1%f2%e8%f2%f3%f6%e8%e8&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&REFBASE=LAW&REFDOC=2875&REFDST=100209%2c0&REFPAGE=0&dirRefFld=65535%2c18%2c2875 (Дата обращения 12.05.2016г.)