Самостоятельность ребенка

Самостоятельность ребенка

Одна из ваших первостепенных задач как родителя – научить ребенка самостоятельности.

Многие родители (да что там говорить – практически все) вообще не «нагружают» своих детей, обеспечивая им тепличные условия. Из-за чего это происходит. Основная причина: родителям банально лень. Куда проще самим выбрать, что ребенку одеть, самим за ребенка завязать шнурки, застегнуть курточку, прикрикнуть на ребенка, чтобы он не лез в канаву вместо того, чтобы вместе с ним удовлетворить любопытство. Отцу легче самому забить гвоздь, а матери самой вымыть посуду. Зачем ждать и тратить свое время и нервы на то, что можно сделать за ребенка.  Еще одна причина: страх, боязнь. Родителям страшно, что с ребенком может что-то случиться. А вдруг упадет, а вдруг молотком по пальцу ударит. Третья причина: родители не понимают, что у ребенка может быть свое мнение, не хотят этого понимать. Да, конечно, мы же взрослые, все умеем, все понимаем. Хотя большинство родителей далеко не взрослые люди, не умеющие обеспечивать себя. Нас же воспитывали такие же родители, как и мы сами.

В итоге ребенок вырастает в существо, не способное обеспечить  свое существование. Он  не способен обеспечит себя средствами к существованию. Не способен сам себя развлечь. Он не способен обеспечить самостоятельность своим суждениям.

При этом, родители не задумываются, что ребенок (как и взрослые) растет и развивается только тогда, когда принимает самостоятельные решения, самостоятельно что-то делает, приобретает опыт.

Обучать ребенка самостоятельности важно и нужно. Надо приложить терпение, иногда смекалку и любовь.

  1. Предоставьте ребенку принимать самостоятельные решения. Идете гулять, дайте ребенку самому выбрать, что одеть. Потянулся застегнуть куртку, пускай попробует, потом вместе поправите если что не так. Зашли в магазин с намерением купить что-то вкусное, предоставьте ребенку самому для себя выбрать сладость. Ребенок всегда точно знает, чего он хочет! Многие мамы в магазине, когда ребенок уже определился с выбором, начинают «сбивать ему прицел»: «а может возьмем вон то, а не это». Не делайте так, иначе ребенку будет сложно принимать окончательные решения, постоянно будет сомневаться при выборе.
  2. Дайте ребенку возможность сделать что-то самостоятельно. Нужно забить гвоздь, дайте подержать молоток, пусть попробует ударить по гвоздю.
    моем посуду

    моем посуду

    Нужно помыть посуду, поставьте рядом с собой на стул и пускай тоже мочит руки, складывает ложки (моя жена вообще, раздевала дочь и садила на столешницу ногами в раковину). Пускай ребенок принимает хоть и не непосредственное участие, но все же хоть как-то участвует в процессе. И уж тем более не надо отталкивать малыша, если он сам проявил инициативу. Наоборот, поощряйте путем доверия сделать что-то. Моя дочь, когда я ремонтировал коляску, сама подсаживалась, брала отвертку и что-то там подкручивала. Я ей не мешал, наоборот поблагодарил за помощь. Обедаете вместе в столовой, пускай сам несет поднос с едой.

  3. Помогайте ребенку, не подменивая его действия своими. Участвуйте: покажите, подскажите, тем более если что-то не получается. Ни в коем случае не делайте за ребенка.
  4. Даете ребенку свободу, давайте ее в определенных вами рамках. Обеспечьте ребенку фоновую безопасность и дайте попробовать. Хочет ребенок пройтись по бордюру, пускай. Но вы при этом подстрахуйте его: идите рядом и будьте готовы подхватить его. У меня дочь любит самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице и все время отталкивает руку. И я не сопротивляюсь этому, иду рядом, все время готовый поддержать, помочь. В столовой положите на поднос то количество, которое он сможет самостоятельно донести.
  5. Научите ребенка ответственности, покажите ему причинно-следственную следственную связь между его поступками и последствиями, которые такой поступок принесет. Ребенок должен понимать, что определенные последствия наступают после его действий. Как обычно бывает: ребенок сломал, взрослый исправил и одновременно наорал на ребенка. Исправлять должен не взрослый, а ребенок!!! Или хотя бы поучаствовать в исправлении (естественно, когда ребенок самостоятельно не справится). Родители могут подсказать, помочь, подтолкнуть, но исправлять должен ребенок. А смысла в ругани никакого: поорете и перестанете, ребенок постоит, послушает и пойдет дальше, через пять минут забудет. Поэтому: разбил кружку – убери осколки или склей, пролил воду – вытри, получил двойку – исправляй.
  6. Ребенок должен попробовать работать за деньги как можно раньше, еще в школе. Тем более трудовое законодательство позволяет это с  четырнадцати лет. Чем раньше поймет, тем проще будет в дальнейшем, после института.

Соблюдайте эти правила и не ленитесь. Ведь никто кроме вас не научит вашего ребенка самостоятельному обеспечению своей жизни. Ни государство, ни школа, ни институт, ни общество. И не дай бог, чтобы ребенок обучался самостоятельности на улице.

С  уважением, Игорь. 

А ещё у нас на сайте есть:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий