Особенности финансовой деятельности государства

tili-mili-tryamdiya.ru

Финансовое право
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 90 баллов.

1. Раскройте особенности финансовой деятельности государства? Перечислите специальные органы государственного управления, которые созданы для выполнения соответствующих функций.

Ответ.
Финансовая деятельность государства — это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом этапе общественного развития.[1]
Второе определение, которое также показалось мне очень удачным:
Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.[2]
Таким образом, можно выделить следующие особенности финансовой деятельности государства:
1) обязательное участие органов государства в лице компетентных органов;
2) правовая основа деятельности: направленность на принятие юридически значимых решений с помощью реализации правотворческих функций;
3) оформление принимаемых решений в виде официальных, общеобязательных нормативно-правовых актов;
4) межотраслевой характер деятельности: значение результатов деятельности на всех субъектов экономической деятельности, а не только для субъектов публичности власти, а также базовое основополагающее значение для всех сфер экономической, а во многом и социальной сфер жизни общества;
5) плановая и оптимизационная деятельность. То есть помимо юридической природы, финансовая деятельность государства имеет и математическую суть, которая должна сводиться к балансу доходной и расходной части бюджета, оптимизации источников и структуры бюджетов.
Говоря о специальных органах государственного управления в сфере финансового управления, необходимо вкратце отметить те сферы общественных отношений, которые регулируются финансовым правом, это: бюджетная деятельность; налоговая деятельность; кредитная деятельность государства, государственная деятельность в сфере страхования, государственная деятельность в сфере внебюджетных фондов (таких как, пенсионной фонд), и непосредственно деятельность органов государственной власти и госпредприятий по расходованию бюджетных средств, осуществляемая в целях реализации возложенных государственных функций.
Финансовая система как совокупность специальных органов государственного управления, которые созданы для выполнения соответствующих функций — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое обеспечивает проведение единой финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.  В структуру Министерства финансов РФ входят: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.[3]
Министерства финансов субъектов Российской Федерации обеспечивают руководство финансами соответствующих административно-территориальных единиц.
Во главе системы кредитных учреждений стоит Центральный банк РФ, который руководит кредитной политикой и через свойственные только ему инструменты, такие как ставка рефинансирования, влияет на деятельность всех кредитных учреждений в стране. На ЦБ возложена функция эмиссии денег. Через расчетно-кассовый центр ЦБ контролирует все расчеты коммерческих банков.
Еще один специальный орган: Счетная палата — это постоянно действующий ревизионный орган, образованный и подотчетный Федеральному Собранию РФ, основной задачей которого является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. На нижестоящих уровнях бюджетной системы существуют аналогичные по своим функциям ревизионные органы государственного (и муниципального, не входящие в состав государственного) управления.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.


2. Составьте классификацию нормативно-правовых актов, которыми регулируются бюджетные правоотношения и подкрепите ее примерами.
 
   Ответ.
Структура бюджетного законодательства и нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены положениями статей 2-3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.[4]
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в первую очередь, из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах  соответствующих субъектов, и о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
В систему нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения также входят:
1. Указы Президента Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
3. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти.
4. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов.
5. Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.
Так например, Приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2012г. № ММВ-7-1/1005@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» принят во исполнение статей 160.1 Бюджетного кодекса РФ, а также постановления Правительства РФ от 29.12.2007г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации».[5]

3. Охарактеризуйте особенности введения в действие законов о налогах и сборах.
Ответ.
Общее правило введения в действие законов о налогах и сборах установлено в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации: «Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.»
Но есть и исключения. Пунктами 3-4 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), либо устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, либо  могут вступать в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.[6]


4. Раскройте существующую систему управления государственным долгом. В чем состоит отличие управления от обслуживания государственного долга?
Ответ.

Государственный долг — урегулированная нормами финансового права система общественных отношений, в которых их обязательный субъект- государство (муниципальное образование) в лице уполномоченных органов выступает в качестве заемщика, гаранта по отношению к иностранным государствам, международным организациям, юридическим и физическим лицам или признает за собой долговые обязательства третьих лиц в целях финансирования дефицита.
В узком смысле управление государственным (муниципальным) долгом определяется как совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами государственной (муниципальной) власти и уполномоченными специализированными финансовыми организациями в одностороннем порядке или по согласованию с кредиторами в целях изменения структуры и состава государственного (муниципального) долга. Данное определение соответствует положениям ст. 101 БК РФ, предусматривающим, что «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ или уполномоченным им Министерством финансов ФР».
В широком смысле управление государственным (муниципальным) долгом — это финансовая деятельность законодательных и исполнительных органов государственной (муниципальной) власти и уполномоченных ими организаций по финансовому прогнозированию, планированию, проведению финансовых долговых операций, финансовому учету и контролю государственного долга, направленную на финансирование дефицита государственного (муниципального) бюджета и удешевление государственного (муниципального) долга. [7]
Согласно пункту 2 статьи 98 Бюджетного кодекса РФ, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг России.
Заемные средства различаются стоимостью и сроками погашения. Учет,  рациональный баланс и сопутствующая правовая деятельность, по моему мнению, составляют понятие  управления государственным долгом.

Обслуживание государственного долга — финансовые операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов по ним, в результате которых изменяется размер, состав и структура государственного долга.
Существующая система управления государственным долгом.
Президент России: координирует деятельность, назначает Председателя Правительства РФ, представляет кандидатуру Председателя Банка России, в виде бюджетного послания, права законодательной инициативы и вето косвенно влияет на кредитную политику государства.
Федеральное Собрание: принимает  федеральный бюджет и утверждает программу внешних и внутренних заимствований. Через постоянно действующие комитеты и комиссии производит анализ международного опыта и текущей экономической конъюнктуры заимствований.
Правительство РФ: на основании бюджетных целей и ограничений, непосредственно управляет государственным долгом. Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются объемы выпуска и условия эмиссии государственных ценных бумаг.  В структуре Правительства, к функциям Министерства финансов РФ относятся составление и исполнение бюджета, возложены основные функции по управлению госдолгом, а именно: разработка состава и структуры долга, подготовка программ внешних и внутренних заимствований, предложения по совершенствованию структуры и оптимизации расходов по обслуживанию долга, ведение Государственной долговой книги Российской Федерации.
Банк России: во взаимодействии с Минфином осуществляют денежно-кредитную политику государства, применение различных банковских инструментов, в том числе операции на рынке государственных ценных бумаг позволяют Банку России оказывать воздействие на стоимость, состояние и рынок внутренних государственных заимствований, способность государства обслуживать и погашать государственный долг. Осуществляет операции по обслуживанию государственного долга России.
Федеральное казначейство: регистрирует все финансовые операции, финансирует бюджетные расходы, в том числе и долговые, контролирует полноту и своевременность исполнения долговых обязательств со стороны Банка России.     Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную деятельность.[8]

5. Перечислите виды кредитных организаций.

Ответ.
Согласно положений статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 »О банках и банковской деятельности» , кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, (например, только в части переводов денежных средств без открытия банковских счетов) предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.[9]

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ  (ред. от 22.10.2014) // Российская газета, №№ 153-154, 12.08.1998.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 04.10.2014)  // Российская газета, № 27, 10.02.1996.
4. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329 (ред. 18.03.2014) // Собр. законодательства Рос.Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3258.
5. Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы: приказ ФНС России от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1005@ (ред. от 13.10.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». (Дата обращения 28.10.2014г.)

II. Специальная литература

6. Вострикова Л.Г. Финансовое право. — М.: Юстицинформ, 2007. — 376 стр.
7. Запольский С.В. Финансовое право: учебник / отв. ред. проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юридическая фирма «Контракт» : Болтере Клувер, 2011. -  792 с.
8. Капустина Г.С. Финансовое право: учебное пособие / Г.С. Капустина. — Новосибирск: СибАгс, 2014 г. — 242 с.
9. Писарева Е.Г. Финансовое право : учебник / Е. Г. Писарева, Е. В. Покачалова, В. В. Попов и др. ; отв. ред. Н. И. Химичева. — 5-е изд., перераб. и доп., учеб. -М :Норма: Инфра-М, 2012. — 752 с.-Алф.-предм. указ. : с. 751.

 


[1] Капустина Г.С. Финансовое право: учебное пособие / Г.С. Капустина. — Новосибирск: СибАгс, 2014 г. — С. 7

[2] Вострикова Л.Г. Финансовое право. — М.: Юстицинформ, 2007. — С. 35.

[3] О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329 (ред. 18.03.2014) // Собр. законодательства Рос.Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3258.

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ  (ред. от 22.10.2014) // Российская газета, №№ 153-154, 12.08.1998.

[5] Приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@ (ред. от 13.10.2014) «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». (Дата обращения 28.10.2014г.)

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.

[7] Финансовое право: учебник / отв. ред. проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юридическая фирма «Контракт» : Болтере Клувер, 2011.- С. 508.

[8] Финансовое право : учебник / Е. Г. Писарева, Е. В. Покачалова, В. В. Попов и др. ; отв. ред. Н. И. Химичева. — 5-е изд., перераб. и доп., учеб. -М :Норма :Инфра-М,2012. — 752 с.-Алф.-предм. указ. : с. 751.

[9] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 04.10.2014) »О банках и банковской деятельности»  // Российская газета, № 27, 10.02.1996.

А ещё у нас на сайте есть:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий