Источники избирательного права: понятие и виды

tili-mili-tryamdiya.ru

Избирательное право и процесс
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 100 баллов.

Вопрос 1. Источники избирательного права: понятие и виды.
Ответ.

Понятие «источник права» является весьма многоплановым. Многие авторы сходятся в том, что в современной правовой доктрине нет единой, общепринятой точки зрения по вопросу об этом понятии.

Раскрывая понятие «источник права», Е.И. Козлова пишет: «…в юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы». 

tili-mili-tryamdiya.ru

Постников А.Е. отмечает, что понятие источников избирательного права связывается с нормативно-правовыми актами, регулирующими избирательный процесс.   Большинство ученых относит к источникам избирательного права Конституцию РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, акты органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие избирательные правоотношения, акты избирательных комиссий. К источникам избирательного права ученые также относят нормы международного права и ратифицированные международные договоры. В пункте 4 статьи 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно, к источникам избирательного права необходимо отнести общепризнанные принципы и нормы международного права, устанавливающие международные избирательные стандарты.


Например, роль источника избирательного права России выполняет  Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г. Статья 29 этой Конвенции гласит, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:
а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;
б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускается в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

tili-mili-tryamdiya.ruОсновную часть источников избирательного права составляет национальное избирательное законодательство Российской Федерации, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10.01.2003г.  № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 18.05.2005г.  № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 06.10.199г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

tili-mili-tryamdiya.ruОсобенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством.

Виды источников избирательного права. Однозначного мнения теоретиков нет и по данному вопросу. Так например, А.Е. Постников полагает возможным классифицировать виды источник избирательного права России  в зависимости от уровня нормативного регулирования. Исходя из этого он предлагает различать в иерархической (вертикальной) структуре избирательного законодательства:
- законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти;
- законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов РФ;
- законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
По мнению С.Д. Князева и Н.П. Михалева, подобный взгляд на структуру не способствует целостному восприятию избирательного законодательства, ориентирован не на характер связей, объективно существующих между различными образующими его нормативными правовыми актами, а на предмет их правового регулирования, к тому же в усеченной форме, оставляющей за рамками внимание избирательные отношения, не связанные с различными видами выборов. Они полагают, что предложенная структура в большей степени отвечает потребностям систематизации российского избирательного законодательства. И предлагают свою классификацию видов:
- федеральное избирательное законодательство;
- избирательное законодательство субъектов Российской Федерации;
- нормотворческие акты местного самоуправления по вопросам избирательного права.
tili-mili-tryamdiya.ruФедеральное избирательное законодательство охватывает комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы, в той или иной степени связанных с регулированием общественных отношений, опосредующих осуществление электоральных прав российских граждан при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в межвыборный период.
Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.
В конституциях и уставах некоторых субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму.
В систему источников избирательного права входят также подзаконные акты, поскольку отдельные отношения, складывающиеся при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации, регулируются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, избирательных комиссий.
Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, иных федеральных государственных органов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Нормативные акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и нормативные акты по вопросам, связанным с выборами, других государственных органов субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов РФ о выборах, нормативным актам Центральной избирательной комиссии РФ.
Среди подзаконных актов, регулирующих электоральные отношения, основное значение имеют акты Центральной избирательной комиссии РФ.
tili-mili-tryamdiya.ruФедеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона. Помимо инструкций ЦИК России могут приниматься также иные нормативные акты. В соответствии с Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ решения ЦИК России оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии. При этом инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения федерального законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, обязательно утверждаются постановлением Комиссии.
Избирательные комиссии субъектов РФ в рамках своей компетенции также вправе принимать нормативные акты по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в соответствующих субъектах РФ.

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

  1. 2.                Решите задачу:

tili-mili-tryamdiya.ruВ Законе «О выборах в Законодательное Собрание N-ой области» было закреплено положение о допущении к выборам этого органа государственной власти беженцев, постоянно проживающих на территории области. Конституционна ли эта норма?
Ответ. Нет, не конституционна по следующим основаниям.
Участниками избирательных правоотношений являются субъекты, наделенные особым свойством – избирательной правосубъектностью, которая является обязательным элементом для наделения участника общественных отношений избирательными правами и обязанностями. Это возможность иметь права и обязанности, предусмотренные избирательным законодательством, а также способность осуществлять их своими действиями.
В положениях статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что только «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.» Более подробно, что входит в понятие избирательной правосубъектности, какие требования установлены к субъекту избирательного право раскрыто в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».  Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
В соответствии с положениями статьи 1 Федеральный закон от 19.02.1993г. (ред. от 22.12.2014г.) № 4528-I «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
tili-mili-tryamdiya.ruТаким образом, беженец – это иностранный гражданин или лицо, не имеющего определенного гражданства.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002г. (ред.от 30.12.2015г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного выше, приходим  к выводу, что беженец, не наделен специальной, избирательной правосубъектностью, только граждане Российской Федерации имеют право избирать в органы государственной власти, а Законодательное Собрание субъекта РФ является именно таковым, следовательно принятая в Законе «О выборах в Законодательное Собрание N-ой области» норма о том, что беженцы могут быть допущены  к выборам этого органа государственной власти беженцев, постоянно проживающих на территории области не конституционна.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002г. (ред. от 30.12.2015г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002г. № 30 ст. 3032
3. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I (ред. от 22.12.2014г.)  // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 425
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета, № 202, 08.10.2003.

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:  Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета, № 206, 19.10.1999.
6. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:  Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета, № 108, 24.05.2005.
7. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //  Российская газета, № 6, 16.01.2003.
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Российская газета, № 106, 15.06.2002.

  1. Специальная литература.

9. Князев С.Д., Михалев Н.П. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://www.democracy.ru/library/learning/lectures/page3.html  (Дата обращения 24.04.2016г.)
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. // Конституционное право России.
11. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства. // Журнал российского права 1997г. № 1 – 68с.

А ещё у нас на сайте есть:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий